18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего в пробках делают вентиляционное отверстие

система вентиляционных отверстий для удаления газов из свинцового аккумулятора

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов. Согласно изобретению вентиляционные отверстия расположены в крышке или пробке аккумулятора и представляют собой два несоосных соединенных между собой отверстия (которые могут иметь в поперечном сечении форму круга, овала, многоугольника, а вдоль своей оси — форму конуса, спирали, ломанной), образующие лабиринтовый канал, начало которого лежит на внутренней поверхности крышки или пробки аккумулятора, а конец лежит на внешней поверхности крышки или пробки аккумулятора; причем лабиринтовый канал огибает вертикальную ось симметрии крышки или пробки аккумулятора. Техническим результатом является обеспечение непроливаемости электролита из аккумулятора при его наклоне до 120° при сохранении беспрепятственного удаления газов, образующихся в аккумуляторе, простота изготовления. 2 ил.

Рисунки к патенту РФ 2414770

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов.

Известна вентиляционная пробка свинцового аккумулятора (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.64-65), выбранная в качестве аналога, которая способствует беспрепятственному удалению газов (водород, кислород), образующихся в аккумуляторе, а также служит для закрытия отверстия для заливки в аккумулятор электролита и воды.

Недостатком известной вентиляционной пробки является то, что вентиляционное отверстие расположено на вертикальной оси симметрии пробки, в результате чего при наклоне аккумулятора (что имеет место при транспортировке и установке аккумулятора на объект) происходит выливание из него электролита. Кроме того, недостатком аналога является также то, что в аккумулятор вода может быть долита только до определенной высоты, поскольку как только эта высота будет достигнута — перекрывается отверстие для выхода газа (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.65, 1-й абзац сверху); это создает сложности при обслуживании аккумулятора, требующем корректировки плотности электролита путем доливки воды.

В качестве прототипа выбрана пробка с клапаном (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.65-66), в корпус которой вмонтирован свинцовый грузик с резиновым клапаном. Под действием силы тяжести грузик ложится на горизонтальную плоскость, расположенную внутри корпуса пробки. Клапан, который свободно крепится к грузику, открывает отверстие, расположенное в нижней части корпуса пробки. Газ, скапливающийся в аккумуляторе, свободно проходит через паз, имеющийся в грузике, и далее через отверстие крышки в окружающую среду.

Недостатком прототипа является то, что при наклоне и переворачивании аккумулятора грузик отходит от горизонтальной плоскости корпуса и тянет за собой клапан, который закрывает отверстие в корпусе пробки, тем самым препятствуя выходу газа их аккумулятора (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.66, 1-й абзац сверху). Кроме того, недостатком прототипа является также сложность изготовления.

Дополнительным недостатком и аналога и прототипа является то, что эти вентиляционные системы могут быть установлены только в пробке аккумулятора.

Предлагаемое изобретение направлено на устранение указанных недостатков аналога и прототипа и на решение задачи по обеспечению непроливаемости электролита из аккумулятора при его наклоне до 120° при сохранении беспрепятственного удаления газов, образующихся в аккумуляторе.

Поставленная задача достигается тем, что по-новому решена конструкция системы вентиляционных отверстий для удаления газов из свинцового аккумулятора: вентиляционные отверстия расположены в крышке или пробке аккумулятора и представляют собой два несоосных соединенных между собой отверстия (которые могут иметь в поперечном сечении форму круга, овала, многоугольника, а вдоль своей оси — форму конуса, спирали, ломанной), образующие лабиринтовый канал, начало которого лежит на внутренней поверхности крышки или пробки аккумулятора, а конец лежит на внешней поверхности крышки или пробки аккумулятора; причем лабиринтовый канал огибает вертикальную ось симметрии крышки или пробки аккумулятора.

Сопоставительный анализ с системами для удаления газов из свинцового аккумулятора показывает, что предлагаемое решение является новым.

Сущность изобретения поясняется фиг.1-2 и состоит в следующем. Система вентиляционных отверстий может быть расположена в крышке (фиг.1-I) или пробке (фиг.1-II) аккумулятора. Вентиляционные отверстия представляют собой два несоосных соединенных между собой отверстия 1 и 2, которые могут иметь в поперечном сечении форму круга, овала, многоугольника, а вдоль своей оси — форму конуса, спирали, ломанной. Отверстия 1 и 2 образуют лабиринтовый канал, начало которого А лежит на внутренней поверхности крышки или пробки аккумулятора, а конец В лежит на внешней поверхности крышки или пробки аккумулятора; причем лабиринтовый канал огибает вертикальную ось симметрии m крышки или пробки аккумулятора. Газы, образующиеся в аккумуляторе, попадают в лабиринтовый канал через его начало А и затем через конец В удаляются в окружающую среду.

При наклоне аккумулятора до 120° обеспечивается непроливаемость электролита из него при сохранении беспрепятственного удаления газов, образующихся в аккумуляторе, поскольку при наклоне электролит из аккумулятора никогда не достигнет конца лабиринтового канала В и, соответственно, не будет выливаться из аккумулятора. На фиг.2 приведены примеры расположения системы вентиляционных отверстий в пробке при наклоне аккумулятора на 90°. В случае варианта а: поскольку в аккумуляторе имеется незаполненное электролитом подкрышечное пространство, то при наклоне аккумулятора электролит не достигает начала лабиринтового канала А и, соответственно, не попадает в отверстия 2 и 1 и не выливается из аккумулятора. В случае варианта б: электролит из аккумулятора попадает в отверстие 2, но не достигает точки пересечения отверстий К (поскольку в аккумуляторе имеется незаполненное электролитом подкрышечное пространство). В результате в обоих вариантах электролит никогда не достигнет В и не выльется из аккумулятора. При этом во всех случаях обеспечивается беспрепятственное удаление газов, образующихся в аккумуляторе. При расположении системы вентиляционных отверстий в крышке будет иметь место аналогичный механизм.

По аналогии с прототипом была изготовлена система вентиляции аккумулятора, а также предлагаемая система вентиляционных отверстий. Как показал эксперимент, в отличие от прототипа, предлагаемая система вентиляционных отверстий обеспечивает непроливаемость электролита из аккумулятора при его наклоне до 120° при сохранении беспрепятственного удаления газов, образующихся в аккумуляторе. При этом предлагаемая система может быть расположена или в пробке аккумулятора, или в его крышке. При расположении системы в крышке появляется возможность замены вентиляционной пробки на пробку без отверстий («глухую» пробку, выполняющую только функцию закрытия отверстия для заливки в аккумулятор электролита и воды); при этом появляется возможность расположения отверстия для заливки в аккумулятор электролита и воды в любом месте крышки, а не по центру крышки.

В отличие от прототипа, предлагаемая система характеризуется простотой изготовления.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Система вентиляционных отверстий для удаления газов из свинцового аккумулятора, отличающаяся тем, что вентиляционные отверстия расположены в крышке или пробке аккумулятора и представляют собой два несоосных соединенных между собой отверстия (которые могут иметь в поперечном сечении форму круга, овала, многоугольника, а вдоль своей оси — форму конуса, спирали, ломаной), образующие лабиринтовый канал, начало которого лежит на внутренней поверхности крышки или пробки аккумулятора, а конец лежит на внешней поверхности крышки или пробки аккумулятора; причем лабиринтовый канал огибает вертикальную ось симметрии крышки или пробки аккумулятора.

Читать еще:  Вытяжной вентилятор на подшипниках качения

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Вентиляционные пробки

Потенциалы электродов измеряют по отношению к цинковому электроду сравнения [Е = —1,24 В) с помощью, например, высокоомного вольтметра по методике, описанной в работе 34. Электрод сравнения в виде цинковой палочки вводят в отверстие крышки аккумулятора, из которого предварительно вывинчивают вентиляционную пробку. Во избежание касания электродом корпуса аккумулятора или электродных пластин конец палочки, а таклсе ее среднюю часть изолируют полихлор-виниловой трубкой. [c.223]

В некоторые сорта мастики в качестве наполнителя вводят асбест или сажу. После остывания мастики батареи проверяют на герметичность, в крышки ввинчивают вентиляционные пробки с глухими прокладками и отправляют на склад. Глухие прокладки необходимо вставлять для того, чтобы защитить отрицательные пластины от окисления воздухом при длительном хранении. [c.508]

Большая часть КН-аккумуляторов. а также все ЖН-аккумуляторы изготовляются с ламельными электродами и в сосудах с вентиляционными пробками. [c.900]

Основная масса никель-кадмиевых аккумуляторов изготовляется с ламельными электродами и в сосудах с вентиляционными пробками. Некоторое количество никель-кадмиевых аккумуляторов с электродами ламельной или безламельной конструкции изготовляют в герметизированном виде. [c.92]

После контроля качества сборки в отверстие крышки вставляют резиновые укупорочные диски и плотно ввинчиваются вентиляционные пробки. [c.277]

Серебряные токоотводы после удаления их выступающих концов припаивают к головке штыря, затем крышку и блок вставляют в полиамидный или полистироловый бачок. Крышку приклеивают к сосуду специальным клеем. На крышке, кроме отверстия для борнов, имеются еще два отверстия одно — для ввинчивания вентиляционной пробки, другое — для заливки электролита. Последнее отверстие закрывается глухой металлической пробкой. [c.386]

Вентиляционные пробки (в сборе) должны обеспечивать нормальную работу батареи в условиях изменения внешней температуры от —50 до -г50° С как при нормальном положении батареи, так и при наклоне ее на 90°. Пробки должны быть механически прочными. [c.225]

Основная масса никель-кадмиевых аккумуляторов изготовляется с ламельными электродами и в сосудах с вентиляционными пробками. Некоторое количество никель-кадмиевых акку- [c.94]

Заливочные отверстия аккумуляторов снабжены 3 вентиляционными пробками. Такая конструкция акку-муляторов СН значительно уменьшает унос электролита при зарядах. [c.17]

I — блок пластин 2 — крышка аккумулятора 3— вентиляционная пробка 4 — колпачковая гайка 5 — шпилька 6 — аккумуляторный сосуд 7 — контактное ушко 8 — прокладка 9 — подставка 10 — уплотнительный резиновый диск [c.18]

Перед заливкой аккумуляторов типа СН электролитом из заливочных отверстий вывертывают вентиляционные пробки (с шайбами) и удаляют уплотнительные резиновые диски. Эти. диски в дальнейшем не потребуются, они используются только для герметизации аккумуляторов СН при их сухом хранении до монтажа. Вентиляционные пробки и шайбы сохраняют и ставят на место в заливочные отверстия после окончания формировочного заряда. Аккумуляторы типа СН заливают электролитом с удельным весом 1,18 при 25° С. [c.131]

При вводе батареи в эксплуатацию в заливочные отверстия аккумуляторов должны быть ввернуты вентиляционные пробки. При необходимости сдаточных испытаний их проводят аналогично испытаниям батарей из аккумуляторов типа С(СК) (см. 4-3). [c.136]

Приведение батарей в рабочее состояние. Сухозаряженная батарея подготавливается для приведения в рабочее состояние в следующем порядке очищается поверхность батареи от пыли и грязи, выворачиваются вентиляционные пробки, срезаются выступы вентиляционных отверстий на пробках или снимается с пробок герметизирующая пленка или удаляются укупорочные стержни в штуцерах для автоматической регулировки уровня электролита. [c.87]

Рекомбинация газов обычно осуществляется с помощью катализаторов (Р1, Рё и др.), которые наносятся на инертные носители и помещаются в вентиляционных пробках, т. е. на пути ухода газов из аккумуляторов. Несмотря на кажущуюся простоту, данный путь имеет много недостатков и не может быть рекомендован для создания необслуживаемых стартерных батарей. Назовем основные недостатки при каталитическом образовании одного моля воды выделяется около 313 кДж, что создает ряд технологических проблем. Повышение температуры катализатора приводит к потере образующейся на нем воды за счет испарения. Сама батарея может оказаться в условиях перегрева, так как часть тепла рекомбинации в виде горячей воды будет попадать в электролит в качестве катализаторов используются металлы платиновой группы, которые не могут быть рекомендованы для применения их в массовых изделиях имеется опасность попадания частиц катализатора внутрь аккумулятора, что может вызвать усиление саморазряда батарей. Все эти трудности делают каталитические системы малопригодными для стартерных батарей, габариты которых строго лимитированы, а удельные характеристики должны находиться на весьма высоком уровне. [c.186]

Все свинцово-кислотные аккумуляторы имеют на крышках то или иное вентиляционное отверстие. Оно необходимо для удаления газов, образующихся в элементе, и для добавки воды, а в случае необходимости и электролита. Автомобильные и подобные им аккумуляторные батареи снабжаются вентиляционными пробками, так сконструированными, что они не допускают неаккуратную добавку воды и перелив электролита на крышку аккумулятора. [c.78]

Вентиляционные пробки на самых малых аккумуляторных батареях обычно штыкового или винтового типа. Штыковая пробка закрепляется поворотом, а винтовая, как и следует из ее названия, завинчивается. Менее употребительны пробки из мягкой резины, вставляемые в отверстие и удерживающиеся трением. [c.78]

Аккумулятор закрыт крышкой с отверстиями для штырей-токовыводов и для съемных вентиляционных пробок. Вентиляционная пробка обеспечивает выход газов ири саморазряде и небольшом перезаряде аккумулятора и обеспечивает сохранность (невыливаемость) электролита при небольших наклонах во время эксплуатации. Отверстием для пробки пользуются при доливке электролита, измерении его уровня и концентрации оно также служит для выхода газов в конце заряда. Места соединений крышки с корпусом аккумулятора и с токовыводящими штырями герметизируют с помощью особых мастик (для корпуса из эбонита) или путем сварки (для корпуса из термопластичных пластмасс). [c.91]

Крышки и вентиляционные пробки. Крышки ячеек моноблоков изготавливают из эбонита или пластмассы. По своей конструкции они могут быть выполнены в нескольких вариантах. Наиболее распространенная конструкция крышки показана на рис. 4.6, а, где два крайних отверстия служат для выводных борнов блока электродов, а среднее резьбовое отверстие — для заливки элек- [c.44]

Есть несколько способов решения этой задачи. Большинство основывается на том, что вода в элемент может быть долита только до определенной высоты. Как только эта высота будет достигнута, перекрываются отверстия для выхода газов (или воздуха) и вода больше в элемент не принимается. Одно из устройств состоит из свинцового кольца, которое при удалении вентиляционной пробки наклоняется и закрывает отверстия для выхода газов. При установке пробки на место кольцо возвращается в нормальное положение и освобождает отверстия для выхода газов. Другое устройство ограничивает уровень электролита нижним обрезом заливочной трубки. При нормальном уровне электролита в трубке виден указатель. Если нормальный уровень превышен, указатель исчезает. Третий тип в качестве газового клапана имеет маленький ниппель. Вентильная пробка в этом случае является просто пробкой и не выполняет вентиляционных функций. Для наполнения или доливки аккумулятора пробка вывертывается и кладется на ниппель, закрывая его. Вода доливается до тех пор, пока она не заполнит заливочную трубку доверху. Затем пробка снимается с ниппеля, излишек воды из трубки уходит в элемент и его уровень достигает нормы. Четвертое устройство состоит из призмы, которая при нормальном уровне электролита кажется глазу светлой и делается красной, когда необходима добавка воды. Многие конструкции вентиляционных пробок и заливоч-ныХ приспособлений запатентованы, поэтому в данной книге не предполагается давать их развернутое описание. [c.78]

Читать еще:  Для чего нужна система вентиляции

В авиации и некоторых других областях применяются непроливаемые аккумуляторные батареи, описанные в гл. 10. Было предложено много типов вентилей для избежания утечки электролита, когда батарея перевернута или находится на боку. Но только два типа нашли широкое применение. Наиболее известна из них удлиненная вентиляционная пробка двухкамерной конструкции. В другом типе используется опрокидывающийся свинцовый конус. Более полное описание этих устройств дано в разделе авиационных аккумуляторных батарей. [c.79]

Пространство над мембраной регулятора давления соединено с атмосферой вентиляционной пробкой для того, чтобы в этом пространстве при движении мембраны вверх и вниз не иовыша.чось давление или создавался вакуум. Если мембрана регулятора давления используется и как мембрана предохранительного клапана, то в корпусе регулятора вместо вентиляционной пробки устанавливают трубку выхлопа предохранительного клапана. [c.242]

Смотреть страницы где упоминается термин Вентиляционные пробки: [c.470] [c.356] [c.379] [c.379] [c.379] [c.24] [c.86] [c.138] [c.166] [c.776] [c.470] [c.19] [c.20] [c.43] [c.79] [c.379] [c.379] [c.379] [c.203] Смотреть главы в:

Отличительные элементы современных автомобильных стартерных аккумуляторов

По сложности внутренних процессов и опасности составляющих веществ аккумулятор на автомобиле является исключительным изделием, требующим обеспечения необходимых условий для поддержания своей заряженности в изменяющихся условиях работы. Батареи постоянно совершенствуются: создаются новые материалы, применяются новые технологии при изготовлении. Неизменными остаются только применение аккумуляторной серной кислоты и процесс заряда для приведения изделия в состояние готовности к работе. В таком состоянии стартерные аккумуляторы и ожидают нас на прилавках магазинов. И какие же они все разные: по цвету материала корпусов и крышек, по наличию или отсутствию ручек для переноски и крышечек, закрывающих полюсные выводы, по наличию пробок заливных отверстий или полного их отсутствия, если батарея снабжена надписью «необслуживаемая».

Рассмотрим эти особенности с позиции доступности контроля состояния, общего режима обслуживания в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи, полезности, безопасности и удобства. Если, например, заливные отверстия закрыты, что не всегда удобно при обслуживании батареи. Вот варианты:

  • Пробки сблокированы по три штуки. Неудобно и непрактично.
  • Все шесть пробок скреплены общей планкой, которая при открытии отверстий часто обламывается. Неудобно и непрактично.
  • Пробки с резьбой имеют выступающую над крышкой часть для удержания при

завинчивании.Удобно и практично.

  • Утопленные пробки имеют шлицевой разрез (под прямую отвертку), их можно

отвернуть даже монеткой. Если шлиц крестообразный, то таких отверток большого размера нет, приходиться «мудрить». Шлицы «сворачиваются» и отвернуть пробки становится проблематично. Неудобно и непрактично.

  • Вентиляция из банок осуществляется по общему каналу вдоль крышки с выходом на её

торцевых сторонах. Одно отверстие в большинстве случаев закрыто глухой пробкой, либо оба отверстия ничем не закрыты. Неудобно.

  • Вентиляция из банок осуществляется через отверстия (не более 1 мм.) в пробках около

шлица. При заворачивании и отворачивании пробок это отверстие часто повреждается смятием пластмассы и отход газов перекрывается. Непрактично.

  • Имеются пробки, в которых вентиляционное отверстие находится в самом шлице-вом

пазе. В нём оседает пыль, которая под воздействием влажного выходящего газа превращается в грязь и перекрывает канал. Непрактично.(Имеются батареи вообще без пробок, так называемые «необслуживаемые». Из всех мероприятий по обслуживанию в них не предусмотрено одно — доливка дистиллированной воды. Они рассчитаны на идеальный режим эксплуатации при полном отсутствии каких-либо неисправностей в электрооборудовании. Но в любом случае более или менее интенсивно уровень электролита в банках всё-таки понижается. Это приводит к увеличению плотности электролита и, как следствие, — к снижению ресурса батареи. У такого аккумулятора имеются вентиляционные отверстия, через которые происходит удаление газов. На выходе канала, газы осушаются пористым фильтром от сопутствующей влаги (электролита), однако убыль неизбежна. Причина этого явления — в неизбежном электролизе воды при заряде батареи (без которого она функционировать не может). Расход резервного уровня над блоками пластин в любом аккумуляторе на автомобиле индивидуален, идеальных (лабораторных) условий в эксплуатации бывает крайне мало.

Если пробки в аккумуляторе просто необходимы для контроля заряженности и поддержания условий равномерного использования ресурса электродов, то ручки служат элементом удобства при переносе батареи, при снятии и установке. Они должны быть очень надёжными и обладать, как минимум, двукратным запасом прочности, быть удобными в пользовании. Этим требованиям ручки не всегда отвечают полностью: прогибаются, выскакивают из креплений, обрываются или обламываются, в результате тяжёлый аккумулятор падает. Последствия могут быть самыми плачевными.

Резервный уровень электролита в разных батареях различный: от 20 до 40 мм. У некоторых из них снаружи на корпусе нанесены уровни «max» и «min». Как по ним ориентироваться, доливая воду в банки, если корпус непрозрачен? Хорошо, когда внутри банок тубус имеет загнутую полоску для максимального уровня электролита, она хорошо видна и служит прекрасным ориентиром. Вот бы всем так!

Применение сепараторов в виде конверта на пластинах привело к отказу от установки призм в нижней части банок. Установка пластин в конверт-сепаратор потребовала ликвидации опорных «ножек» на нижней кромке пластин. Они стали ненужными и даже вредными. Вскрытие и осмотр некоторых типов батарей показывает, что на дне банок по-прежнему имеются высокие тонкие призмы, на которые поставлены блоки пластин с конвертами. Такая установка резко снижает площадь опоры и при незначительной вибрации происходит «проседание» тяжёлого блока пластин в банке, пластины под собственной тяжестью отрываются от ушек в верхней части.

Сохранение «ножек» высотой 2-3 мм. на нижних кромках пластин и установка таких пластин в конверт-сепаратор создают опасность преждевременного выхода аккумулятора из строя. Ножки из-за малой площади опоры продавливают сепаратор, прорывают его, создавая условия для замыкания разнополюсных пластин через шлам на дне банок (а его появление там в процессе эксплуатации неизбежно). Проколотый насквозь ножками сепаратор-конверт уже не может препятствовать возникновению короткого замыкания (КЗ) в блоке.

Читать еще:  Декоративные вентиляционные решетки

Устранение отмеченных недостатков позволит повысить надёжность работы стартерных аккумуляторных батарей в процессе эксплуатации автомобилей.

Вентиляционная пробка для щелочного аккумулятора

Полезная модель «Вентиляционная пробка для щелочного аккумулятора» относится к электоротехнике. В частности к усовершенствованию конструкции вентиляционной пробки щелочного аккумулятора. Предлагаемая полезная модель направлена на устранение утечки электролита по месту контакта крышки пробки с корпусом — горловиной, т.е. на повышение электрического сопротивления аккумулятора, аккумуляторной батареи и обеспечение их взрывобезопасности, а также предохраняет электролит от прямого воздействия углекислого газа из окружающей среды, что снижает образование карбонатов. Технический эффект достигается вентиляционной пробкой для щелочного аккумулятора, содержащей крышку и корпус, соединенных между собой и аккумулятором, в которой крышка и корпус соединены поворотной осью и пружиной, один конец которой зафиксирован в крышке, а другой в пазу корпуса пробки, причем крышка пробки имеет вогнутое дно с газоотводящими боковыми отверстиями и фильтр с лабиринтными порами, установленный в гнезде крышки и зафиксированный прокладкой с отверстиями.

Полезная модель относится к электротехнике. В частности к усовершенствованию конструкции вентиляционной пробки щелочного аккумулятора.

Известно устройство для щелочного аккумулятора, выполняющее роль доливочного, комбинированное с клапаном, имеющим полусферическую форму, пружину, позволяющую открывать клапан для наполнения аккумулятора электролитом или водой, но в нормальных условиях пружина прижимает его к седлу. Когда давление газа внутри аккумулятора при его заряде поднимается, клапан открывается, выпуская газ [1].

Известна вентиляционная пробка для щелочного аккумулятора, состоящая из

горловины, крышки с клапаном, кронштейна на одной оси которого шарнирно закреплена крышка, и винтовой рычажок пружины кручения, закрепленной на другой оси кронштейна, причем указанный кронштейн выполнен U- образным и снабжен опорными выступами, расположенными на боковых внутренних поверхностях [2]. Использование вентиляционной пробки для щелочного аккумулятора, по мнению авторов изобретения [2], исключает разбрызгивание электролита при тряске и газовыделении.

Аккумуляторы, снабженные вентиляционными пробками по техническим решениям [1], [2] имеют существенные недостатки.

Под действием избыточного давления газов, образующихся при заряде аккумуляторов в виде смеси кислорода с водопроводом, клапан поднимается и газ с щелочным туманом выходит через образующуюся щель между поверхностью горловины и клапана. Углекислый газ, находящийся в атмосфере, взаимодействуя с щелочным туманом, на поверхности контакта клапана с седлом горловины, приводит к образованию нароста карбонатов, препятствующих плотному прилеганию клапана к седлу горловины, что приводит при трясках и интенсивном газовыделении к выбросу электролита через

вентиляционное устройство и, следовательно, к утечкам тока через электролитные мостики, снижая сопротивление изоляции аккумулятора и аккумуляторной батареи в целом. Кроме того неплотное прилегание клапана к седлу горловины, т.е. негерметичность по месту соединения, приводит к мгновенному взрыву газовой смеси внутри аккумулятора при любом возможном образовании искрения, например, плохой контакт в электросхеме или наличие короткого замыкания.

Предлагаемая полезная модель направлена на изоляцию электролита от прямого воздействия углекислого газа из окружающей среды, что снижает образование карбонатов, обеспечение взрывобезопасности, а также на устранение утечки электролита по месту контакта крышки пробки с корпусом — горловиной, т.е. к повышению электрического сопротивления аккумулятора и батареи аккумуляторной.

Указанный технический эффект достигается вентиляционной пробкой для щелочного аккумулятора, содержащей крышку и корпус, соединенных между собой и аккумулятором, в которой крышка и корпус соединены поворотной осью и пружиной, один конец которой зафиксирован в крышке, а другой в пазу корпуса пробки, причем крышка пробки имеет вогнутое дно с газоотводящими боковыми отверстиями и фильтр с лабиринтными порами, установленный в гнезде крышки и зафиксированный прокладкой с отверстиями.

На фиг.1 изображена предлагаемая вентиляционная пробка в рабочем положении, продольный разрез, содержащая крышку 1 и корпус 2, соединенные между собой. В горловине аккумулятора 3 пробка крепится через уплотнительное кольцо 4 байонетным соединением или на резьбе. Крышка и корпус соединены поворотной осью 5 и пружиной 6, один конец которой соединен с крышкой осью 7, а другой зафиксирован в пазу корпуса пробки. Крышка пробки имеет вогнутое дно 9 с газоотводящими боковыми отверстиями 10, фильтр 11 с лабиринтными порами, установленный в гнезде крышки и зафиксированный прокладкой 12 с отверстиями круговым рельефом 16. В донной части крышки установлена прокладка 13 с центральным отверстием, разделяющая полости 14 и 15.

На фиг.2 показан вид пробки сверху: крышка пробки с прокладкой 12 со сквозными отверстиями.

На фиг.3 представлена пробка с открытой крышкой, последняя фиксируется пружиной б, при этом пружина разжата, а ее ось 7 лежит в одной горизонтальной плоскости с поворотной осью 5.

В вентиляционной пробке с открытой крышкой величина смещения осей 5 и 7 — Х в вертикальных плоскостях и равна линейной величине сжатия пружины в рабочем

положении. Пружина с подобранным усилием сжатия плотно прижимает крышку 2 рельефом 16 к уплотнительному кольцу 8, обеспечивая герметичность по месту соединения и, следовательно, препятствует выбросу электролита при механических воздействиях. Газ, образующийся внутри аккумулятора при заряде, будет свободно выходить через газоотводящие боковые отверстия 10, отверстие в прокладке 13, фильтр с лабиритными порами 11 и через отверстия в прокладке 12 в атмосферу. Лабиринтное строение пор фильтра препятствует мгновенному взрыву газовой смеси внутри аккумулятора при искрообразовании и обеспечивает взрывобезопасность до 2 мин. при открытом пламени, а также позволяет изолировать электролит от прямого воздействия углекислого газа из окружающей среды, что снижает образование карбонатов. Вогнутое дно 9 является отражателем для электролита, а боковое расположение газоотвадящих отверстий и прокладка 13 препятствуют попаданию электролита в полости 14 и 15. В случае попадания электролита в полость 14, что возможно при значительной тряске и ударах, он стекает по наклонной поверхности дна крышки через газовыводящие отверстия внутрь аккумулятора.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о том, что вентиляционная пробка для щелочного аккумулятора способна обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата. Следовательно, воплощающее предложение при его осуществлении, предназначено для использования в промышленности, а именно в производстве щелочных аккумуляторов, применяемых, например, в составе аккумуляторных батарей для питания оборудования (приборов) постоянного тока железнодорожных вагонов, локомотивов и других объектов.

Публикации, принятые во внимание при составлении заявки на полезную модель «Вентиляционная пробка для щелочного аккумулятора»

1 «Аккумуляторные батареи», Д.В.Вайнел, главная редакция энергетической литературы, г.Москва, 1937 г. 75-77.

2 Описание изобретения к авторскому свидетельству №393785 с приоритетом от 28.01.1972 г.

3 Производство электрических аккумуляторов» М.А.Дасоян и др., Москва, «Высшая школа», 1977, стр.83-84

Вентиляционная пробка для щелочного аккумулятора, содержащая крышку и корпус, соединенные между собой и аккумулятором, отличающаяся тем, что крышка и корпус соединены поворотной осью и пружиной, один конец которой зафиксирован в крышке, а другой в пазу корпуса пробки, причем крышка пробки имеет вогнутое дно с газоотводящими боковыми отверстиями и фильтр с лабиринтными порами, установленный в гнезде крышки и зафиксированный прокладкой с отверстиями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector