7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вытяжной вентилятор на подшипниках качения

Ликбез по системам охлаждения. Занятие второе: вентиляторы, технические нюансы

В современных технологиях охлаждения компьютеров вентиляторы играют ведущую роль. Будучи главным компонентом систем принудительного воздушного охлаждения, они находят применение в процессорных кулерах, охлаждающих устройствах для жестких дисков и видеокарт, компьютерных корпусах, блоках питания, периферийной технике и т.д. На нашем первом занятии мы уже проработали большую часть основополагающих моментов, относящихся к вентиляторам, разобрались с их фундаментальными параметрами, характеристиками и эксплуатационными свойствами. Сегодня мы вновь обратимся к этим устройствам, более подробно рассмотрим их с инженерно-технической точки зрения и постараемся не упустить из виду все важнейшие технические нюансы.

Строение и особенности функционирования вентиляторов

Современные вентиляторы постоянного тока строятся на одно- или двухфазовых вентильных двигателях. Собственно, сами эти двигатели можно условно разделить на две основные составляющие: схему управления и индукторную машину. Индукторная машина повсеместно представляет собой связку ротор-статор, где ротором является кольцевой постоянный магнит, а статором — четырехполюсный (гораздо реже — шестиполюсный) индуктор.

Что же касается схемы управления, то она реализуется производителями по-разному. Наиболее распространенный вариант основывается на использовании микросхемы-драйвера с интегрированным датчиком Холла (обычно используются микросхемы Analog Technology ATS276/277 или их клоны), которая осуществляет согласованную коммутацию фаз индуктора, позволяя последнему индуцировать вращающееся магнитное поле в пространстве статор-ротор и привести в движение ротор. Наряду с простыми схемами, в некоторых продвинутых вентиляторах могут применяться гораздо более сложные и многофункциональные микросхемы-драйверы, имеющие на борту тахометрический контроль, цепи защиты питающей сети и детектирования стопора крыльчатки (яркий пример — микросхема Sanyo LB1663). Но пока, к сожалению, подобные схемы управления не получили широкого признания среди производителей и являются скорее исключением, чем правилом.

Итак, с электродвигателем разобрались. Посмотрим теперь механическое обустройство вентилятора, а именно — его подшипники. Как уже было отмечено на предыдущем занятии, вал ротора (крыльчатки) может быть закреплен в корпусе вентилятора тремя способами:

  • подшипником скольжения
  • «комбинированным» подшипником (один подшипник скольжения, другой — качения)
  • двумя подшипниками качения

Начнем с подшипника скольжения. В недалеком прошлом этот подшипник пользовался немалой популярностью у производителей благодаря низкой себестоимости и относительно простой технологии «приготовления» вентиляторов на его основе. Действительно, эту конструкцию вряд ли можно назвать сложной: сам подшипник скольжения представляет собой примитивную бронзовую втулку, стальной вал ротора закрепляется в подшипнике с помощью пластикового стопорного кольца, дополнительно к этому втулка закупоривается двумя резиновыми прокладками (сальниками), нахлобученными на вал с каждого ее торца (сальники служат в качестве препятствия вытеканию смазки из зазора вал-подшипник).

На первый взгляд все выглядит вполне пристойно. Но если внимательно присмотреться к подшипнику скольжения, просто нельзя не заметить несколько серьезных недостатков, принижающих его в наших глазах.

Первый недостаток. Так как между внутренней поверхностью подшипника и валом имеется небольшой зазор, в процессе вращения вал крыльчатки «дребезжит» внутри подшипника (иными словами, наблюдаются биения вала). В результате он оказывает сильное абразивное действие на подшипник: в поперечном сечении отверстие подшипника приобретает форму эллипса вместо окружности (наблюдается так называемая эллипсность подшипника). В итоге вал начинает вращаться неустойчиво, весьма значительно повышается уровень шума (в спектре шума вентилятора появляются резкие импульсные всплески — скрипы, стуки и т.п.), а также увеличивается потребление мощности от питающей сети, что сопровождается ощутимым нагревом вентилятора. В случае дисбаланса крыльчатки все это может привести к быстрому разрушению подшипника и выходу вентилятора из строя.

Второй недостаток. Смазка в зазоре вал-подшипник имеет вредную привычку вытекать (несмотря на сальники и прочие предосторожности) из этого самого зазора. Как результат, трущаяся пара вал-подшипник начинает взаимодействовать «насухо», падает скорость вращения крыльчатки и существенно возрастает уровень шума.

Третий недостаток. Для предотвращения эллипсности подшипника и увеличения срока службы вентилятора зазор вал-подшипник стараются сократить. Однако при недостаточной (или некачественной) смазке внутри подшипника старт двигателя затрудняется, что приводит к росту потребления тока и увеличению рассеиваемой мощности (в запущенных случаях — к стопору крыльчатки и выходу вентилятора из строя). В конечном итоге, срок службы вентилятора никак не увеличивается, а наоборот, только сокращается.

Четвертый недостаток. Вентиляторы на подшипниках скольжения не способны надежно функционировать в условиях высокой температуры окружающей среды. Уже при температурах выше 50-60°C срок службы таких вентиляторов резко сокращается, и на практике не превышает 5 тыс. часов.

Все эти недостатки, сдобренные наплевательским отношением к качеству выпускаемых изделий со стороны некоторых «экономных» производителей, ставят под серьезное сомнение целесообразность применения вентиляторов на подшипниках скольжения в системах охлаждения компьютеров, где в первую очередь важна их надежность, а не солидные с виду технические характеристики. Такие вентиляторы, конечно, очень дешевы, чем обычно и привлекают незадачливых покупателей. Но, как известно, скупой платит дважды (а то и большее число раз). Ведь если речь заходит об отказе вентилятора процессорного кулера, то при определенном стечении обстоятельств пользователю придется приобретать не только новый вентилятор, но и новый процессор.

Теперь обратимся к «комбинированной» конструкции — симбиозу подшипника скольжения и подшипника качения.

Нельзя сказать, что такой «комбо-драйв» решает все проблемы, тем не менее, положительные сдвиги тут все-таки есть.

Во-первых, подшипник скольжения в такой конструкции играет лишь вспомогательную роль (выступает в качестве своеобразного шунта). Основная нагрузка ложится здесь уже на плечи шарикового подшипника. И так как трение качения меньше трения скольжения, старт двигателя облегчается, рассеваемая вентилятором мощность уменьшается.

Во-вторых, комбинированная конструкция менее восприимчива к весовому дисбалансу крыльчатки. Биения вала в значительной мере гасятся подшипником качения, и вероятность возникновения эллипсности втулки или ее механического разрушения сведена к минимуму (конечно, это имеет место только при условии соблюдения строгих технических норм на производстве и тщательном контроле качества готовых изделий).

Наконец, в третьих, «комбинированные» вентиляторы могут более или менее нормально функционировать даже в сложных эксплуатационных условиях (при высоких температурах окружающей среды и повышенной влажности воздуха).

Однако по-прежнему остается нерешенной принципиальная проблема утечки масла из зазора между валом и втулкой, которая может обернуться падением оборотов крыльчатки и повышением уровня шума, производимого вентилятором. В последнее время эту неприятность пытаются замять путем использования вязких или даже консистентных смазок. Но в некоторых изделиях это только усугубляет ситуацию: смазка все равно вытесняется из зазора, или, что еще хуже, загустевает с образованием твердых микрочастиц. В самых запущенных случаях вал просто заклинивает, и вентилятор выходит из строя.

Итак, в плане сегодняшнего занятия осталось рассмотрение еще одной конфигурации — вентилятора на двух подшипниках качения.

По правде говоря, такая конструкция тоже не является панацеей от всех бед, но как бы то ни было, вентиляторы на двух подшипниках качения можно смело зачислить в разряд предпочтительных и наиболее оптимальных решений для процессорных кулеров, блоков питания и компьютерных корпусов.

Главнейшее преимущество структуры из двух подшипников качения — это высокая надежность и долговечность вентиляторов на их основе. Два шарикоподшипника гармонично дополняют друг друга, обеспечивают легкий старт двигателя и устойчивое вращение крыльчатки. Потребляемая мощность у таких вентиляторов, как правило, ниже, чем у изделий на комбинированном подшипнике или подшипнике скольжения, что существенно облегчает тепловой режим и повышает надежность их функционирования. Ко всему прочему, вентиляторы на двух подшипниках качения нетребовательны к смазке, проблема утечки масла уничтожена в них как класс.

Читать еще:  Вытяжная система вентиляции

Второе главное преимущество — вентилятор на двух подшипниках качения представляет собой отлично сбалансированную конструкцию. Спиральная пружина, устанавливаемая на валу между первым подшипником и крыльчаткой, в значительной мере нейтрализует возможный дисбаланс ротора, а остаточные биения вала взаимно компенсируют два подшипника качения. Как результат, вентилятор стабильно функционирует практически в любом положении относительно вектора силы тяжести.

Наконец, третье главное преимущество — вентиляторы на двух подшипниках качения способны надежно и долговременно функционировать в условиях очень высоких температур окружающей среды (вплоть до 70-90°C)

Пожалуй, единственный серьезный недостаток таких вентиляторов — это их высокая стоимость. Но справедливости ради следует отметить, что в технологическом отношении высококачественные миниатюрные подшипники качения являются очень сложными и трудоемкими изделиями (стоимость одного высокоточного подшипника качения может достигать 3-5 долларов и даже выше, в то время как стоимость миниатюрного подшипника скольжения обычно не превышает 10 центов). Поэтому высокие цены, по которым предлагаются качественные вентиляторы — явление вполне объективное и неизбежное. Тут уж ничего не поделаешь. Как ни крути, здоровье компьютерной системы дороже.

Что ж, давайте на этой оптимистичной ноте завершим наши разборки с электромеханическими нюансами вентиляторов, и, собравшись с силами, сделаем последний рывок на сегодня — рассмотрим еще один важный технический нюанс, но уже аэродинамического плана.

Характеристическая кривая (расходная характеристика) вентилятора

На прошлом занятии мы уже рассмотрели одну из важнейших характеристик любого вентилятора — его производительность (так называемый расход). Этот параметр обязательно указывается в технических документах на вентиляторы и позволяет объективно оценить их эффективность. Однако, оперируя этими значениями, многие пользователи зачастую забывают, что указанная производительность на деле имеет место только в предельно идеализированной ситуации, когда вентилятор работает, так сказать, на открытом воздухе, и на пути воздушного потока нет никаких препятствий. В реальных эксплуатационных условиях вентилятор обязательно устанавливается в какой-либо системе, будь то компьютерный корпус, блок питания, радиатор, воздуховод и т.п. Совершенно очевидно, что все перечисленные объекты в значительной мере препятствуют движению воздушного потока, формируемого вентилятором (говоря по-научному, гидравлическое сопротивление рабочей сети вентилятора отлично от нуля). Как результат, реальная производительность вентилятора в конкретных эксплуатационных условиях может быть намного ниже тех значений объемной скорости воздушного потока, что обычно указаны на упаковках вентиляторов, процессорных кулеров и т.п.

Помимо производительности, любой вентилятор обладает еще одним важным аэродинамическим параметром — статическим давлением. Эта величина измеряется в дюймах (или миллиметрах) водяного столба и показывает разность между давлением воздушного потока, формируемого вентилятором и давлением в окружающей среде (атмосферным давлением).

Существует четкая (однозначная) взаимосвязь между производительностью вентилятора и статическим давлением его воздушного потока. Она экспериментально определяется в лабораторных условиях (в специализированной барокамере) и носит название «характеристическая кривая» (в инженерно-технической практике — «расходная характеристика») вентилятора.

Две крайние точки этой кривой как раз и фигурируют в технических документах, публикуемых производителями. В качестве «статического давления» берется давление воздушного потока при его нулевой объемной скорости (нулевой производительности), т.е. когда вентилятор работает «вхолостую» (потока как такового нет вообще). Такой вариант развития событий наблюдается в том случае, если резистивное действие (гидравлическое сопротивление) тракта настолько велико, что вентилятор просто-напросто не может «протолкнуть» воздух в этот самый тракт. Надо отметить, что подобная ситуация в практике систем охлаждения компьютеров не встречается, но в других областях применения вентиляторов все-таки может иметь место.

Ну, а в качестве «производительности» берется объемная скорость потока при нулевом статическом давлении, т.е. когда вентилятор работает в полную силу и не испытывает никаких затруднений со стороны рабочего тракта (по сути этого тракта нет вообще). На практике такая ситуация принципиально неосуществима и может быть смоделирована только в специализированной барокамере, о которой говорилось выше.

Итак, на сегодня, пожалуй, уже достаточно. На нашем следующем занятии мы продолжим разговор о расходной характеристике вентиляторов и подробно разберем вопросы ее практического применения. Спасибо за внимание и до встречи!

8 лучших вытяжных вентиляторов

Конструкция разработана для очистки загрязненного воздуха из туалета, ванной комнаты, сауны или бани. Используется вытяжной вентилятор осевого типа. Для изготовления применяются прочные влагостойкие материалы со степенью защиты, позволяющей эксплуатировать изделие в условиях повышенной влажности. Устройство отличается простотой конструкции. Монтируется на стену (накладные) или встраивается в вентиляционный канал. Оснащаются таймером, датчиком влажности. Критерии выбора: мощность, число оборотов, производительность, посадочное место.

Colibri 100 – недорогой среди бытовых

Лёгкий, недорогой вытяжной вентилятор осевого типа. Предназначен для воздухообмена в туалетной или ванной комнате, кухне. Вентилирует предбанник, баню или сауну. Монтируется накладным способом в вентиляционный канал, крепление посредством саморезов к стене.

Предусмотрено использование гибких воздуховодов при ограничении расстояния по длине. Возможен монтаж в подвесной потолок. Устройство эксплуатируется в постоянном или периодическом режиме. Вентилятор неприхотлив, не требует особого обслуживания.

Плюсы:

  • Лёгкий, недорогой, оптимальная мощность для ванной или туалета.
  • Цена, простой монтаж.
  • Малый уровень шума.

Минусы:

РВС Сириус 100 – с защитной сеткой

Бытовой осевой вентилятор для создания воздухообмена в туалете, ванной комнате, кухне. Снабжен защитной решёткой и мелкоячеистой сеткой от проникновения из вентиляционного канала насекомых.

Накладной корпус имеет прямоугольную форму, – это обеспечивает надёжный монтаж к стене с плотным прилеганием к поверхности посадочной плоскости. Применены влагостойкие материалы. Устройство экономично. Питание – стационарная однофазная электросеть.

Плюсы:

  • Простой, удобный, легко устанавливается.
  • Наличие защитной решётки и мелкой сетки.
  • Экономичен, быстрый воздухообмен.

Минусы:

  • Для автоматического срабатывания, от контактных датчиков, требуется покупать необходимую электронику.

TDM 100 SQ1807-0201 – серия Народная

Вентилятор настенной серии. Применяется для удаления загрязнённого воздуха из небольших бытовых помещений. Питание – сеть 220 вольт. Устройство классифицировано, как Народное. Устанавливается в вентиляционный канал с фиксацией к стене, перегородке, подвесному потолку или перекрытию.

Грамотная развесовка, прочные материалы лопастей с определённой долей пластичности, позволили добиться приемлемой экономичности с сохранением производительности. Обладает невысокой шумностью.

Плюсы:

  • Бытовой осевой вентилятор, полностью выполняющий свои основные функции.
  • Лёгкая конструкция, простая установка, неприхотлив.
  • Симпатичный, малошумный.

Минусы:

  • Обратный клапан необходимо докупать, как и электронику для автоматического срабатывания.

РВС Электра 125 – канальный

Приточно-вытяжной вентилятор канального типа. Монтируется в вентиляционную шахту или воздуховод круглого сечения. Применён качественный влагостойкий ABS-пластик. Электродвигатель рассчитан на продолжительную работу, отличается экономичностью.

Устройство применяется в санузле, душевой или ванной комнате, кухне, других помещениях небольшой площади. Принцип действия – осевой. Отличается простой конструкцией, неприхотлив, не требует особых профилактических работ по уходу.

Плюсы:

  • Канальный, удобно монтировать в круглый воздуховод.
  • Экономичен, может работать без перерыва в течение нескольких часов.
  • Производительность, малошумный, хороший качественный пластик.

Минусы:

  • Негативных свойств потребителями не отмечено.

Era Comfort 4 100 мм – интерьерное решение

Вытяжной вентилятор с симпатичным дизайном, вписывающимся в любой интерьер помещения. Снабжён защитной решёткой. Выполнен во влаго- и пылезащищённом исполнении. Тип устройства – осевой. Крепится на плоскую поверхность с возможностью утапливания в вентиляционный канал.

Питание – от однофазной электросети 220 вольт. Предусмотрен механизм защиты электродвигателя от перегрева. Используются подшипники скольжения. О текущем состоянии конструкции сигнализирует световой индикатор.

Плюсы:

  • Симпатичная современная внешность, отлично вписался в интерьер ванной комнаты.
  • Снабжён обратным клапаном.
  • Малошумен, не громче обычного холодильника.
Читать еще:  Гараж в доме вентиляция

Минусы:

  • Не комплектуется электропроводами и комплектующими, необходимыми при подключении к электросети.

Vents 100 ЛД Фрэш тайм – декоративная панель с часами

Вентилятор с необычным дизайнерским решением, – добавлена декоративная панель с вмонтированными кварцевыми часами. Монтаж осуществляется непосредственно в вентиляционную шахту. Предусмотрена возможность установки в гибкий воздуховод.

Устройство рассчитано на периодический или постоянный режим эксплуатации. Электродвигатель развивает большие обороты, отличается экономичностью. Осевой вентилятор применяется для воздухообмена в небольших помещениях.

Плюсы:

  • Наличие часов, интересное и практичное дизайнерское решение.
  • Невысокая стоимость, качество изготовления.
  • Не скрипит, не шумит, полностью выполняет свои функции.

Минусы:

  • Не комплектуется обратным клапаном, пришлось докупать отдельно.

Pro 4 диаметр 100 мм – увеличенный моторесурс

Сборная конструкция из осевого вытяжного вентилятора и силового привода, – электродвигателя. Предназначена для эксплуатации в условиях повышенной влажности. Отличается повышенным моторесурсом, – применены шарикоподшипники качения.

Благодаря конструктивному решению общий ресурс продлён до 40000 часов. Вентилятор не нуждается в особом уходе, неприхотлив.

Рассчитан на длительную непрерывную эксплуатацию. Смонтирована система защиты от перегрева. Увеличен расход воздуха. Монтируется в воздуховоды, вентиляционные шахты. Тип монтажа – канальный.

Плюсы:

  • Неприхотлив, может работать в непрерывном режиме несколько дней и не перегреваться.
  • Отличное решение для влажных помещений, прекрасно трудится в ванной комнате.
  • Простой, понятный монтаж, без всяких заморочек.

Минусы:

  • Тяжёленький, тонкая пластмасса. При монтаже, стенки слегка деформируются, сужая проходной канал.

Blauberg Aero Vintage 125 – производительность

Вытяжной осевой вентилятор с увеличенной производительностью. Применяется в средних и малых помещениях: бытовые и общегражданские, детские сады, предприятия общественного питания, лечебные учреждения.

Конструкция выполнена в интересном винтажном дизайне, вписывающимся в любой интерьер. Вращающиеся части отлично сбалансированы, что позволило придать вентилятору малошумность при работе.

Плюсы:

  • Интересный дизайн, под старину.
  • Отличная производительность.
  • Издаёт мало шума при работе.

Минусы:

    Несмотря на высокую производительность, для удаления пара требуется 5

100 ВКО-л на подшипниках бытовой вентилятор канальный осевой пластик

По Москве и Московской области в пределах МКАД — 300 р., за пределами МКАД стоимость доставки равна: 300 руб. + 50 руб./км за МКАД.

При сумме заказа менее 1 тысячи рублей возможен только самовывоз. Если сумма заказа превышает 10 тысяч рублей — доставка в пределах МКАД осуществляется бесплатно.

Доставка товара весом более 10 кг осуществляется на легковом автомобиле (+300 рублей) или крупногабаритного на грузовом (+600 рублей) к основному тарифу.

Доставка по России

Доставка до транспортной компании по Москве в пределах МКАД — 300 рублей + межтерминальная перевозка по тарифам выбранной транспортной компании.

Транспортные компании:
Деловые линии, DPD, ПЭК, ЕМС ПОЧТА РОССИИ, КИТ, СДЕК, ЖЕЛДОР, ЭНЕРГИЯ.

Доставка до терминалов ТК за МКАД: 300 руб. + 50 руб./км за МКАД

  • Описание
  • Характеристики
  • Файлы

Вентс 100 ВКО-л канальный осевой вентилятор на подшипниках

Общее описание серии:

Канальные осевые вентиляторы серии ВКО-л предназначены для вентиляции небольших и средних помещений. Двигатель оборудован подшипниками качения для увеличения срока службы (прим. 40 тыс. рабочих часов) и установки вентилятора под любым углом. Подшипники не требуют обслуживания и имеют запас смазочного материала, достаточного для всего срока эксплуатации. Корпус выполнен из АБС-пластика.
Рассчитан на воздуховод не более 3 метров.
Двигатель на подшипниках (более долгий срок службы вентилятора).

Применение Вентс 100 ВКО-л

  • Постоянная или периодическая вентиляция санузлов, душевых, кухонь и других бытовых помещений.
  • Вытяжная или приточная вентиляция в зависимости от варианта установки вентилятора в системе.
  • Для использования с системой пластиковых ПВХ каналов или гибких каналов.
  • Перемещение малой и средней величины потока воздуха на небольшие расстояния при малом сопротивлении вентиляционной системы.
  • Для монтажа с воздуховодами 100 мм.

Конструкция Вентс 100 ВКО-л

  • Корпус и крыльчатка выполнены из высококачественного и прочного АБС пластика, стойкого к ультрафиолету.
  • Конструкция крыльчатки позволяет повысить эффективность вентилятора и срок службы двигателя.
  • Степень защиты IP X4.

Двигатель Вентс 100 ВКО-л

  • Надёжный двигатель с низким энергопотреблением.
  • Предназначен для непрерывной работы и не требует обслуживания.
  • Оборудован защитой от перегрева.

Управление Вентс 100 ВКО-л

  • Вентилятор управляется посредством комнатного выключателя освещения. Выключатель в поставку не входит.
  • Регулировка скорости может осуществляться с помощью тиристорного регулятора. Вентиляторы могут подключаться сразу по несколько единиц к одному регулирующему устройству.
  • При помощи электронного блока управления БУ-1-60. Блок управления поставляется отдельно.

Рабочие характеристики

Габаритные размеры

Монтажные особенности Вентс 100 ВКО-л

  • Вентилятор устанавливается в канал соответствующего сечения. При монтаже с гибкими воздуховодами крепится с помощью хомутов.
  • Вентиляторы этой серии имеют разные диаметры входного и выходного патрубков для возможности присоединения декоративной решетки серии МВ с фланцем соответствующего диаметра со стороны забора воздуха (при установке вентилятора непосредственно в отверстие вентиляционной шахты или на место существующей вентиляционной решетки).
  • Возможна установка 2-х вентиляторов последовательно для увеличения напора.

Примеры монтажа Вентс 100 ВКО-л

ВКО — стандартная модель
ВКО Turbo — двигатель повышенной мощности
ВКО-Л — двигатель на подшипниках качения
ВКО-К — оборудован крепёжным кронштейном
ВКОТ – оборудован таймером
ВКО Пресс — оборудован 5-ти лепестковой бесшумной крыльчаткой

Подшипник в кулерах имеет значение

Пришел давеча клиент и попросил ему рассказать о корпусных кулерах. В довес моим пояснениям нашел прекрасный материал на просторах интернета. Решил поделиться, может кому нибудь пригодиться .

Подшипник скольжения (sleeve bearing)

Простейший тип подшипника, состоит из втулки, покрытой антифрикционным материалом, внутри которой вращается вал.

Уровень шума — В исправном состоянии — низкий, однако при износе таких подшипников кулеры в целом начинают сильно шуметь из-за вибрации.

Ресурс — Относительно невысокий и сильно зависит от эксплуатационной температуры и вибрационных нагрузок. У современных вариантов заявляется ресурс до 35 тысяч часов, однако он достижим только в идеальных условиях, на практике такие подшипники служат в два-три раза меньше.

Стоимость — Самый дешёвый тип подшипника.

Подшипник скольжения c винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing)

Подшипник скольжения со специфическими нарезами на втулке и оси, осуществляющими рециркуляцию смазывающей жидкости.

Уровень шума — Низкий

Ресурс — Существенно выше чем у простейших подшипников скольжения и приближается к FDB-подшипникам.

Стоимость — Немного выше, чем у обычных подшипников скольжения, но ниже, чем у FDB-подшипников.

Гидродинамический подшипник (FDB bearing)

Усовершенствованный подшипник скольжения, в котором вращение вала происходит в слое жидкости, постоянно удерживающейся внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы давлений.

Уровень шума — Низкий

Ресурс — Существенно выше, чем у подшипников скольжения, заявляются цифры до 80 тысяч часов, однако в реальных эксплуатационных условиях эту цифры также стоит уменьшить минимум вдвое.

Стоимость — Выше, чем у обычных подшипников скольжения, но ниже, чем у подшипников качения.

Подшипник качения (ball bearing)

Из всех типов подшипников качения в кулерах применяются только радиальные шарикоподшипники, состоящие из двух колец, тел качения (собственно шариков) и сепаратора.

Уровень шума — Формально — выше чем у подшипников скольжения, однако из-за большего ресурса в равных условиях длительной эксплуатации кулеры на таких подшипниках не оказываются более шумными, чем аналоги на подшипниках скольжения, более подверженные износу.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть от 59 до 90 тысяч часов, в реальных условиях эксплуатации такие подшипники существенно долговечнее, чем подшипники скольжения.

Стоимость — Выше, чем у подшипников скольжения.

Читать еще:  Закрывать ли вентиляцию в погребе зимой

Керамический подшипник качения (ceramic bearing)

Подшипник качения с использованием керамических материалов.

Уровень шума — Низкий.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость — Самая высокая.

Подшипник масляного давления (SSO)

Усовершенствованный гидродинамический подшипник. Отличается увеличенным слоем жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом

Уровень шума — Самый низкий.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость — Выше чем у подшипников качения, но ниже чем у керамических подшипников качения

Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP)

Усовершенствованный подшипник скольжения. Имеет защиту от пыли, соответствующую IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.

Уровень шума — В исправном состоянии — низкий.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость — Выше чем у подшипников скольжения (sleeve bearing), ниже чем у гидродинамических

Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing)

Усовершенствованный подшипник скольжения. Для увеличения срока службы вал покрыт полиоксиметиле́ном, обладающим пониженным коэффициентом трения скольжения.

Уровень шума — В исправном состоянии — низкий.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов

Стоимость — Выше чем у подшипников скольжения (sleeve bearing), ниже чем у гидродинамических

За 20р втулочное говно превращается в нормальный подшипник на шарах. 20р — это стоимость двух подшипников 693zz 8х3мм на Али — вынимается втулка и на ее место вставляются подшипники, диаметры совпадают.

Вент крепи не винтами, а на силиконовые гвозди. А то у тебя весь корпус гудит. Ну. или корпус нормальный, а не новомодный дыряво-дырчатый из жести 0,5мм — вот тогда тихо станет.

У хороших винтов силиконовая прослойка. Эффект тот же, но можно обычные винты ставить. Правда, дорого это все. Отдать за 2 вентиля 3к — ну такое

Если понимаешь и разбираешься в вопросе, то силиконовая стойка и жесткий прижим через силиконовую прокладку — далеко не одно и то же.

ну я поставил через заглушки — что так нет шума и вибраций, что так.

Если в вентиляторе качественный ротор без дисбаланса — можно ставить на самый дешёвый тонкий корпус без всяких маркетинговых понтов.
В вентиляторе шумит воздух рассекаемый лопастями и отверстиями корпуса и подшипник. Качения шумит значительно громче чем скольжения. В среднем на 4 дБ.

Ставить можно, хоть на бумагу. Дело в том, что тонкий корпус сам начинает переизлучать все шуиы. А толстый корпус их глушит — демпфирует. Но можно оклеить тонкий корпус изнутри любой самоклейкой для достижения результата. Это, если он не весь в дырках, типа под вентиляторы, а сделан по классической схеме.

а без дырок тогда хреновый воздушный поток))) тоже ну такое себе без охлаждения жить

Надо отличать корпус с дырками от корпуса с вент отверстиями. Те, что с дырками, усеяны им со всех сторон и ни о каких организованных потоках воздуха не может быть и речи. Почему-то обилие вент решеток и прочих отверстий в корпусе преподностится производителями, как улучшения и некое статусное состояние.

Тест на правильную вентиляцию простой — греете комп и снимаете боковую крышку. Если комп остывает или не меняет температуры, то вентиляции в нем нет, В корпусе с правильной вентиляцией комп или его отдельные компоненты будут нагреваться при снятой боковой крышке из-за нарушения тех самых организованных потоков воздуха.

Дома можно в бойлерной поставить сервер, там все равно котёл и компрессор шумят круглосуточно.

Камера, nas, умный дом, ну мало ли что еще)

Есть обычный комп (поиграть, фильмокачалка и файлопомойка длна) собранный по обычным бытовым технологиям. Технически это тоже в некоторой степени сервер.
Но не путайте это с настоящим сервером. Там и железо и софт совершенно отличается.
В первую очередь производительностью, отказоустойчивостью и ресурсом. При разработке их аппаратной составляющей никто не думает про тишину или выброс тепла. Предполагается что он будет установлен в специальном изолированном помещении в контролируемую среду.

Технически я могу и на телефоне поднять сервер какой-нибудь, и имел в виду я именно это, а не серверное железо)

Вот у меня на роутерах на объектах настроены sstp-vpn сервера, они настоящие?

Мемасики в 4к сохранять! На седьмом этаже придется договориться с соседями, подписать бумаги и строить в «их» квартире.

Говно вопрос, выносите. Если что, скажите, что я разрешил. 🙂

а если купить там же керамические.

Не стоят они того.

На корпусе 6шт 120мм 80CFM 37db, переведенные на шары, на картах 90мм вентиляторы, тоже переведенные на шары — ранее наработка на отказ 6-9 месяцев, после апгрейда аптайм больше полутора лет без каких-либо изменений. Причем, на 120мм установлен только один подшипник поверх родной втулки.

POM — полиоксаэтилен/полиформальдегид это лишь частный случай материала подшипника скольжения. Вместо POM могут быть специальные полиамиды, модифицированные фторопласты, а так же наиболее передовые высокотемпературные термопласты PPS, PEEK, PAI(Torlon например).

У шариковых подшипников вой обычно стоит такой, что желание использовать этот кулер быстро пропадает. Но ресурс да, неплохой.

Я купил такой магнитный Корсар на замену сдохшему кулеру от башни Залман. Диапазон оборотов поражает, при этом шумит меньше.

А пневмоподшипники где?

Так речь то про простые вентиляторы в компе, куда там пневмоподшипники пихать

Подшипник скольжения (sleeve bearing) — простой и ремонтопригодный тип подшипника в вентиляторе пк, при использовании качественной консистентной смазки (не силиконовой, не WD40, не отработки 10W40) имеет средний интервал обслуживания, обслуживание сводится к замене смазки.

Подшипник качения (ball bearing) — я бы сказал, что повышенный шум подшипников качения в вентиляторах пк — миф берущий свои корни в момент смены производителями нжмд типа подшипников шпинделя с качения на гидродинамические «вона энти ваши винчестеры как жужжали на подшипниках качения, значить плохой тип, шумный!». На деле самый надежный тип подшипников для вентиляторов, обслуживание сводится к замене подшипников.

Гидродинамический подшипник (FDB bearing) — в лучшем случае, если производитель не наврал и в вентиляторе действительно используется гидродинамический подшипник, у применения этого подшипника есть ограничения, первое — ресурс в часах заявлен при непрерывной работе на номинальных оборотах, второе — при увеличении зазора между валом и втулкой (износе втулки) гидродинамический эффект утрачивается.

Циклы старт-стоп существенно сокращают ресурс данного типа подшипников.

Работа на пониженных оборотах существенно сокращает ресурс данного типа подшипников.

Обслуживание не предусмотрено.

Noctua SSOSunon MagLev

MagLev (Vаро подшипник) это модернизированный подшипник скольжения, в котором специальная система магнитов образует магнитное поле, компенсирующее собственный вес ротора. В результате при работе ротор левитирует в магнитном поле, почти не касаясь стенок втулки.

нормально работает только при вертикальном положении вала(горизонтальном положении вентилятора), например в ноутбуке, видеокарте настольного ПК, блоке питания настольного ПК, при горизонтальном положении вала (вертикальном положении вентилятора) по-сути работает как обычный подшипник скольжения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×